На Соловецких островах, в его единственном (пока) поселке есть много необычных памятников строительства. Среди них — деревянный Такелажный амбар, построенный на Сельдяном мысу в 60-е годы 19 века.
О памятниках Сельдяного мыса мы вкратце рассказывали ранее — теперь остановимся на истории реставрации одного из них. О Такелажном амбаре в интернете уже появлялись статьи и заметки нескольких авторов. О нём писали специалисты И.Митин, В.Близнюк, kamelopardalis, ale-vereshhagin, budovskiy (все они имеют аккаунты в ЖЖ, т.е. в livejournal.com) и др., также можно встретить фото и заметки туристов на сайтах отзывов о турах.
Сельдяной мыс. Фото Владимира П. Сайт viadnes.rastok.rastokus.ru
В течение 2014-2018 годов на этом памятнике велись строительные и реставрационные работы, которые вызывают много вопросов, иногда — возмущение и даже негодование. Сразу должны предупредить читателя, что подлинный памятник на сегодняшний день уже разобран, создаётся на его месте новый.
В нашей заметке мы хотим ознакомить путешественников, гостей и любителей Соловков с основными особенностями постройки и отразить последовательность событий, связанных с проводимыми работами с помощью фото (наших любительских и опубликованных в интернете), а также наблюдений за 2006-2018 годы. Эти наблюдения нами сделаны во время посещений Сельдяного мыса и работ в соседнем с ним частном саду.
Познакомимся, каким был Такелажный амбар до 2014 года, начала активных работ с памятником. В сторону моря, т.е. ко входу в Бухту Благополучия, обращена северная сторона Такелажного амбара. Издали постройка выглядит, как простой объёмистый сарай, сколоченный из досок.
Сельдяной мыс, север Бухты Благополучия. Слева — Такелажный амбар с его северной стороны, справа — здание Биологической станции, в центре — Амбар для хранения гребных судов (ныне там расположен Морской музей), вдали чуть правее видна крыша Салотопенного завода. Все памятники — постройки XIX века, большинство построек Сельдяного мыса связаны с морской практикой, с использованием и изучением моря. Фото около 2013 г., автор нам неизвестен.
С восточной стороны от монастыря амбар виден лучше.
Бухта Благополучия, здания Такелажного амбара и Биологической станции, вид с востока. Фото Уильяма Крафт Брумфилда, 1999 г.
Уже при приближении к Такелажному амбару становится ясно, что постройка не очень простая. В ней 5 ворот на первом ярусе, угловая двойная дверь (она тоже могла служить воротами), 11 окон разной формы на втором ярусе, 3 окна на уровне кровли с торцов здания и одно окно — под коньком кровли с востока.
Вид амбара с восточной стороны во время отлива морской воды. Фото 2011 г. Видны: внизу — ворота для грузов, выше над воротами — 1 окно арочной формы со сложным переплетом, 3-ий ярус, на уровне кровли — 2 таких же узких арочных окна, а ещё выше — широкое полуциркульное окно с переплетом в виде расходящихся лучей, пересеченных деревянными параллельными полукружьями.
Слева, с южной стороны амбара, к нему почти прилегает другая интересная постройка, скрытая под слоем дёрна — Амбар для хранения сала (иначе — жира морских животных, ворвани). Этот амбар мог вмещать до 200 бочек с жиром, устроен из валунов и кирпичей, имеет сводчатый потолок, но сейчас находится в аварийном состоянии.
Такелажный амбар с противоположной стороны выглядел немного иначе:
Вид амбара с западной стороны. Фото 21.08.2007 г. На переднем плане слева — Амбар для смоления канатов (первая половина XIX века), сейчас находится в аварийном состоянии. Видно, что Такелажный амбар расположен на самом краю берега моря и даже нависает над водами залива. Можно различить 3 яруса постройки: внизу также есть ворота, над ними — 2 полуциркульных окна, одно над другим, верхнее — на уровне кровли. Юго-западный угол кажется вырезанным (позже нам будет ясно, почему).
Амбар с западной стороны, фото Артема Никитина, 2015г. Слева — спуск яхты «Святой Петр», построенной на Соловках энтузиастами по возрождению исторического мореплавания под руководством «Товарищества северного мореходства» .
Одна из удивительных особенностей амбара — устройство его на деревянных сваях и валунном основании. При этом соседний амбар (для хранения гребных судов), также спускающийся к воде и устроенный частично над уровнем моря за 20 лет до строительства Такелажного, был построен на кирпичных столбах и валунном основании.
Сваи Такелажного амбара почти постоянно находились в морской воде. Подъем воды в море во время приливов и отливов (2 раза за лунные сутки) составляет от 50 до 180 см, случаются и наводнения с бОльшим подъемом воды, поэтому сваи могли периодически то погружаться в воду полностью, то частично осушаться. На Соловках происходит также постоянный процесс поднятия суши. Со времени строительства амбара этот подъем составил примерно 15 см.
Таким образом, большая часть здания опиралась на свайный фундамент, только южная часть опиралась на булыжник, уложенный на берегу. Так выглядел свайный фундамент здания, возраст которого более 150 лет:
Фото Валерия Близнюка, 2014 г., со страницы в Фейсбуке.
Фотографии свайного фундамента этого амбара можно увидеть также на Яндекс Фотках у автора ale-vereshhagin
Было ли строительство на деревянных сваях, находящихся постоянно в воде, уникальным? Очевидно, такой опыт уже был. Небольшие подобные строения до сих пор встречаются в России и в северных странах. Например, в прошлом году мы видели такие постройки на Аландских островах в Финляндии. Однако, это были всего лишь легкие сараи на озёрах и в морских заводях, предназначенные для хранения оснастки лодок и катеров, а также и их самих. Морской амбар такого рода на Соловках был уникален.
Сараи на сваях, октябрь 2018 г., Аландские острова.
Ещё одной особенностью постройки было отсутствие свай и иного фундамента под северо-западным углом, т.е. со стороны возможного подхода судов — один угол амбара просто висел над водой. Фото с сайта solovki.info
Видимо, это место было самым глубоким и не позволяло забить сваю, а может, это было специально устроено для более близкого подхода небольшого судна. Этот угол держался на скрещенных огромных бревнах и представлял собой консоль — также примерно держатся балконы.
Со временем угол оказался самым уязвимым местом амбара и при длительном отсутствии ухода и ремонта здания стал причиной его разрушения.
Северо-восточный угол амбара. Фото 2010 г. Видно, что он опустился, стена здания начала разрушаться. Этот процесс начался ещё в конце прошлого века, когда множество памятников было в аварийном состоянии, но их реставрация почти не финансировалась.
На протяжении десятков лет свободный угол постепенно опускался, за которым опускалась вся стена, что привело, в конце концов, к разрыву кровли. Попытки укрепить этот угол делались неоднократно музеем-заповедником, но результат был только временным. В 2014 году амбар был уже в крайне плачевном состоянии.
Фото И.Митина, 2014 г. Северная сторона амбара. Видно, что окна второго яруса здесь прямоугольные, они тоже были со сложными переплётами. Кроме того, здесь были устроены двое ворот, к ним во время прилива можно было подойти на небольшом судне, как и к восточным воротам. С южной стороны тоже были ворота, одни — у восточного края постройки, вторые (они же — двустворчатые двери, устроенные из досок, скрепленных вертикально) — у западного. К ним вели дороги.
Фотографии 2013 года, где видны детали конструкций амбара мне прислал Захар Мухин.
На фото видны сваи и подлинный фундамент амбара
Для более подробного знакомства можно посмотреть в сетях 15 фото автора kamelopardalis и 146 совершенно бесценных фото этого памятника, сделанных автором ale-vereshhagin, Верещагиным. Их можно увидеть на Яндекс-фотках. Фотографии памятника с начала реставрации и во время её сделаны В.Близнюком, И.Митиным, Ю.Гнатюком и опубликованы в соцсетях. В конце прошлого века ряд фото, размещенных на сайте «Фотоархива русского севера», выполнены Уильямом Крафт Брумфилдом
Но мы пока вам не рассказали, что у этого здания внутри. А если войти в его ворота, то открывалось самое интересное! Оказывается, корпус здания был двойной — под общей кровлей был устроен не один амбар, а два. Внутри находился прекрасно сохранившийся сруб из огромных бревен — пятистенный двухэтажный бревенчатый дом.
Между этим срубом и наружными стенами были просторные галереи, в сруб вели несколько входов с разных сторон на каждом этаже, на верхний ярус под кровлей вели большие люки.
Несмотря на нахождение внутри помещения, сруб был выполнен методом «в обло», т.е. когда бревна выступают за периметр избы — при этом расходуется больше материала и уменьшается площадь помещений, но усиливается устойчивость строения и его защищенность от ветра и осадков. Многие конструкции сруба, его лестницы, перекрытия местами выглядели, как новые.
Галереи под внешним корпусом, на который опиралась общая кровля, позволяли размещать внутри здания предметы самой разной формы, длины и ширины, для чего были приспособлены отдельные входы, люки и внутреннее сложное устройство сруба. Для каждого предмета здесь были предусмотрены места соответствующего размера, а также и приспособления для его загрузки.
Единственная входная двойная дверь для обслуживающих амбар находилась в юго-западном углу, к которому вела дорога. Теперь становится понятнее вырезанный угол этой постройки — дверь была под ним, как под навесом. Фото с сайта solovki.info.ru Около 2004г
Фото Будовского со страницы в ЖЖ, 2006 г. Вход в здание с юго-западного угла находится под нависающим углом наружного корпуса. Видна также южная сторона постройки, которая на других фото нами не найдена — видимо, её редко фотографировали, т.к. подход к зданию с этой стороны прикрыт следующим амбаром. С этой стороны, ближе к противоположному углу, располагались ещё ворота и 7 окон разной формы.
Самые значительные разрушения постройки происходили после 2012 года, когда все сильнее стала разрушаться кровля одновременно с опусканием угла без сваи.
Фото Ф.Ксатарова (Xatarov, ЖЖ), конец августа 2014 г.
Во второй половине августа 2014 года начали проводить подготовительные работы для реставрации этого объекта культурного наследия. Напомним, что все памятники монастырского периода включены в ЮНЕСКО в 1992 году в составе всего комплекса этих объектов.
Дальше мы представим некоторые этапы реставрации, которые удалось зафиксировать. Но прежде, чем это сделать, постараемся ответить на вопрос :
«Для чего?»
Для чего и в связи с чем был построен этот амбар? Дадим краткую историческую справку.
Такелажный амбар, как следует из названия, был необходим для размещения такелажа, но не только его. Его называли также Складским амбаром. Там размещали всякое сезонное снаряжение, связанное с морем и морской практикой, в том числе многочисленные сети для ловли рыбы и морских млекопитающих, разные для того приспособления, а также небольшие суда, лодки.
Напомним, что такелаж — это снаряжение судов, иначе — судовые снасти, с помощью которых управляют парусами, грузами, трапами и т.п. Часть судового такелажа съемная — её можно заменять или убирать после навигации (на морском языке его называют «бегучий такелаж»).
В Соловецком монастыре в 19 веке уже был довольно многочисленный морской флот — десятки лодей, больших и малых, кАрбасы, соймы, ходившие под парусами или на веслах. Это были поморские деревянные суда, которые строили и использовали на Белом море сотни лет. Их монастырь покупал, иногда по несколько штук в год, а состоятельные купцы жертвовали суда монастырю. Кроме того, монастырь имел и свою «Карбасную службу», где могли строить и ремонтировать карбаса.
Количество судов постоянно менялось, по некоторым сведениям — доходило до сорока или больше. Не зря на том же Сельдяном мысу был устроен и «Амбар для хранения гребных судов», приспособленный ещё и для их ремонта.
Большая часть этого амбара отреставрирована в 2000-е годы под эгидой общественной организации «Товарищество северного мореходства с помощью привлеченных средств частных фирм и любителей, а также монастыря. В нём и сейчас ведутся работы по ремонту судов, была построена яхта «Святой Пётр», работы с которой длились более 10 лет.
Исторический монастырь сотни лет переправлял на своих поморских судах грузы и пассажиров. Конечно, путешествие из Архангельска на них было мучительным и рискованным, занимало от 2-3 дней до целой недели и более, известны случаи гибели людей и потери грузов во время штормов.
Крупнейшая катастрофа случилась в XVI веке, когда 15 лодей везли известь для строительства Спасо-Преображенского собора, но все они попали в шторм и затонули. Тем не менее, как мы знаем, за известью снова отправили корабли, а удивительный собор был построен.
Как сказал Гней Помпей Великий (в 50-е годы до н.э.) перед выходом кораблей в море во время шторма: «Navigare necesse est, vivere non est necesse!» (с лат.: Плыть по морю необходимо, а жить — не необходимо!»). Иначе говоря — ходить по морю важнее самой жизни.
В 1861 году, при архимандрите Порфирии, монастырь приобрел первое паровое металлическое грузовое судно «Волга» (построенное в Англии за 20 лет до этого, но уже ходившее в российских водах до покупки его монастырем). Пароход был перестроен на пассажирский в уникальном монастырском доке и получил название «Вера». Он служил монастырю более 30 лет.
Кроме того, в своём доке в 1862 году монастырь построил единственный корабль (деревянный), названный «Надежда», оснастил его шотландским паровым двигателем. Примерно в это время и был построен столь необходимый Такелажный амбар.
«Вера» и «Надежда» регулярно ходили в Архангельск и перевезли в монастырь десятки тысяч богомольцев. Одновременно паломники иногда прибывали на судах архангельских и мурманских кампаний, если на то было благословение обители, но стоимость такого путешествия была значительно выше.
Суда Соловецкого монастыря в Бухте Благополучия перед зданием Преображенской гостиницы, конец XIX века.
В 80-е годы 19 века монастырь приобрел ещё 2 судна, которые назвал «Соловецкий» (прибыл из Финляндии) и «Михаил Архангел» (получен из Швеции). За несколько лет до закрытия монастыря в компанию к «Вере» и «Надежде» монастырь приобрел построенный в Англии теплоход «Любовь». (1. Соловецкая энциклопедия, интернет-ресурс,solovki.ca; 2. Геннадий Попов, Руслан Давыдов. Соловецкий монастырь и морское судоходство во второй половине XIX- начале XX вв. //Альманах «Соловецкое море», № 1. 2002;).
После 1920 года властью советов все рабочие суда монастыря были переименованы, на них стали возить заключенных и грузы концлагеря. Но это — совсем другая история.
Все постройки монастыря также использовались после его закрытия. Такелажный амбар служил складом снаряжения в лагерный и военный периоды. В 90-е годы был передан на баланс Соловецкого музея-заповедника.
Вернемся теперь в процессу реставрации. Видимые работы начались на памятнике в 2014 году.
2014
Устройство настила с северной стороны амбара. Фото Т.Фокиной, 21.08.2014. Появилась надежда, что памятник будет спасён, началась его реставрация!
Позже оказалось, что мостки были нужны для удобства разборки всей постройки.
Фото Xatar со страницы в ЖЖ, конец августа, 2014
Через полмесяца внешний корпус уже был разобран. Подойти к постройке не было возможности, т.к. все было огорожено металлическим заборам. Размещаю изображение, которое пришлось выполнить с помощью сильного увеличения.
Фото Т.Фокиной 1.09.2014.
В октябре 2014 года был полностью разобран сруб. Видимо, сразу начали его снова собирать из подлинных бревен, заменяя только сгнившие. К сожалению, фотофиксации этого времени мы не нашли. Получилось, что в нашей статье пробел с октября 2014 года до июня 2015 года. По нашему предположению — сруб разбирали и собирали за это время дважды. Если у кого-то из соловчан сохранились фото амбара этого времени, объявитесь, пожалуйста — буду благодарна, если пришлете.
Фото из интернета без указания автора сделано в октябре 2014 г.
2015
Летом этого года можно было увидеть новый сруб. С северной стороны было видно, что использовали, в основном, подлинные бревна и укладывали их в том же историческом порядке, в соответствии с маркировкой. Оставался также исторический свайный фундамент, который ранее предполагалось заменить на новый — такой же свайный деревянный, но работы эти сделаны не были.
Вид сруба с западной стороны. Фото Т.Фокиной 12.07.2015 Видно, что весь сруб покосился в южную сторону, но сваи стоят старые.
Но вот нашлись фото в интернете, сделанные во время перестроек памятника в 2015 году.
Фото Светланы Гавриловой, опубликовано в Правде Севера
Фото Сергея Степаненко. Такелажный амбар после сборки из разобранных брёвен
Вот как комментировал работы с этим памятником директор Соловецкого музея-заповедника В.В.Шутов (игумен Спасо-Преображенского Соловецкого монастыря, директор государственного музея-заповедника, архимандрит Порфирий) на вопросы альманаха «Соловецкое море» на сайте Партриархия.ру 26.06.2015 г, но содержание записи можно скорее отнести к предыдущему году:
«— Здесь есть жесткое ограничивающее условие: если до весны не сделать новый свайный фундамент, то начало навигации может быть отмечено «отплытием» остатков Такелажного амбара в открытое море. По срокам идет задержка: фундамент нужно было сдать к концу 2014 года, но пока он не готов. В итоге работы ведутся в зимнее время. Технологических нарушений в связи с этим нет, есть понятные трудности для рабочих. Надеемся, все будет хорошо.»
То есть — реставраторы должны были выполнить новый свайный фундамент ещё в прошлом, 2014-ом, году!
Летом 2015 года этот сруб снова разобрали и собрали, в основном, из подлинных бревен. Видимо, подрядчика тогда сменили. Бревна там огромные, накатывали их рабочие вручную, опять «маты» неслись трехэтажные, но это не помогло.
2016
Летом 2016 года на месте Такелажного амбара никакой постройки не оказалось — с трудом собранный сруб опять разобрали. Боле того, были спилены все деревянные сваи, а вместо них была залита цементным раствором площадка под новое строительство. С подлинным Такелажным амбаром можно было окончательно распрощаться, он БЫЛ — до 2014 года.
На месте, где раньше стоял Такелажный амбар, появился железобетонный ленточный фундамент. Фото Т.Фокиной 28.07.2016
Новый фундамент с историческими бревнами от разборки Такелажного амбара. На заднем плане слева — яхта «Святой Петр», а на заднем плане виден новый причал, заменивший исторический в 2009 году, и корабли монастыря. Фото 28.07.2016.
Вот как объяснил эти изменения интернет-журналу «Хранители наследия» в статье «Соловецкая зачистка» от 25.08.2016 главный архитектор ФГУП «ЦНРПМ», научный руководитель коллектива реставрации Сергей Куликов:
«По поводу Такелажного амбара. Проект его реставрации и приспособления прошёл государственную историко-культурную экспертизу, согласован Министерством культуры РФ. В процессе обсуждения рассматривался вопрос замены деревянных свай на аналогичные, но проблема переменного увлажнения свай и невозможность заново защемить их в каменной засыпке, привело к решению об устройстве железобетонных свай, дублирующих деревянные, которые сохраняются по внешнему периметру здания.»
Как это понять? Видимо, реставраторы не захотели разгребать камни и устанавливать такие же сваи, какие были в историческом здании, т.к. это трудно. Да ведь и материал соответствующий нужен — лиственница предпочтительна, но материал для свай нигде не обнаруживался, сруб просто подрядчик собирал на старых сваях.
И где тут дублирование? Как же в наш век можно реставрировать то, что было сделано вручную 150, а то и 400 лет назад? Таких памятников на Соловках много, некоторые технологии до сих пор не разгаданы. А теперь даже с механизацией это сделать уже лень.
«Лень — двигатель прогресса и цивилизации», но цивилизация убивает некоторые умения и способности человека, иногда — целую культуру. О том, что она убивает планету, помолчим.
К концу сезона 2016 года были завершены работы по устройству нового фундамента такелажного амбара. По краям выполнена некая имитация свай.
2017
В этом году начали строить новый амбар на новом фундаменте. Строители теперь применили другую технологию, сруб возводили одновременно с наружной постройкой. Часть бревен заменили на новые.
Фото от 18.07.2017 Видно, что частично используется подлинный материал.
Но и рядом с памятником лежали горы интереснейших деталей этой постройки:
Фото 1 и 2 — август 2017 г.
Осенью фотограф Ю Гнатюк сумел сделать уникальное фото Сельдяного мыса сверху:
Фото Ю.Гнатюка, октябрь 2017 г.
2018
В апреле 2018 года в разных новостных изданиях можно было увидеть сообщение с сайта Госзакупок о конкурсе на реставрацию Такелажного амбара
В частности 13.04.2018 в нескольких СМИ появилось сообщение о том, что объявляется конкурс на Реставрацию (ого!) Такелажного амбара:
«Такелажный амбар («Шлюпочный сарай») на Соловках отреставрируют за 22,5 млн рублей. Это стартовая цена конкурса с ограниченным участием, о котором пишет сайт госзакупок. Заказчик — ФГКУ «Северо-Западная Дирекция по строительству, реконструкции и реставрации». Прием заявок идет до 3 мая, победитель станет известен 11 мая 2018 года. Работы следует завершить к 31 декабря 2018 года. Закупка осуществляется в рамках сохранения объекта культурного наследия «Ансамбль Соловецкого монастыря и отдельных сооружений островов Соловецкого архипелага, XIV век – первая половина XX века». Примечание наше: Шлюпочным сараем памятник назван неправильно — так называли «Амбар для хранения морских судов».
Вот тут многие читатели объявления узнали, что оказывается — всё только начинается. Скоро будут (т.е. начнут) реставрировать Такелажный амбар! Конечно, цена объявлена мизерная — столько стоит, наверное, не очень большая квартирка в Москве. Все лето на стройке никого не было. Предыдущего подрядчика (третьего или четвертого), видимо, выгнали (да, расторгли договор, точнее). В августе кто-то опять появился.
Строительство амбара возобновилось. Мы не фиксировали этот процесс, но в конце августа это выглядело так:
Строительство нового Такелажного амбара, фото Т.Фокиной, сентябрь 2018 г.
Фото амбара в 2018 году были сделаны В.Близнюком
Северная сторона нового Такелажного амбара на новом бетонном фундаменте с имитацией свай. Фото В.Близнюка со страницы в Фейсбуке, 2018 г. Нет ни ворот, ни окон — видимо, их будут прорезать потом.
Фотограф и художник В.Близнюк зафиксировал не только «новодел», но и некоторые его детали. Реставраторы даже поленились использовать не самые трудоемкие исторические технологии стыковки досок для усиления прочности постройки. (А если не соблюдены технологии, то это и не реставрация — так принято считать в мире в этой области.)
№1 -До реставрации №2 — После реставрации
В этом году рядом с амбаром и стройплощадкой мы увидели новые горы бревен от исторического сруба. К сожалению, сфотографировать не успели.
Я только попыталась определить возраст сосны с диаметром более 60 см (метровый кусок огромного дерева из старой постройки лежал на берегу) — считала кольца, но ближе к краям спила они были настолько плотные, что различить их было невозможно. Досчитав до 80, я поняла, что можно ошибиться и решила запастись копиркой, перевести кольца на бумагу, чтобы увеличить и подсчитать точнее.
Придя на следующий день к восхитившим меня брёвнам, я увидела очищенный берег и машину с чурками, которая отъехала к чьей-то печи… А ведь это могла бы быть экспозиция под открытым небом! Остались не самые ценные бревна, которые с опозданием музей-заповедник распорядился сохранить. Их уложили в штабель. Но они уже не так интересны.
В общем, к концу года новый амбар должен был быть построен. По сведениям местных жителей, в октябре 2018 года новая кровля была наскоро сделана, но скорее всего — временная. Мы в данном случае не смогли только ответить на вопрос: «Для чего?»
Ну ладно, в итоге очень похожая на Такелажный амбар постройка будет сделана и можно будет представлять, каким был подлинный сарай, можно устроить там ещё какой-нибудь музей. Утратить историческую постройку, конечно, жалко. Специалисты не зря критикуют такую горе-реставрацию и даже возмущаются ею, пытаются ответить на вопрос — а есть ли вообще смысл строить «новодел»?.
2019-2020
В итоге постройка, похожая на Такелажный амбар, появилась. Теперь даже можно представить, каким был этот памятник, хотя самого настоящего памятника уже нет.
Вот и новый домик вместо старого амбара. В общем, выглядит неплохо. Наверное, это лучше, чем совсем утратить постройку. Все же, за реставрацию это выдать нельзя.
P.S.
Хочется напомнить, что ровно 10 лет назад был полностью уничтожен исторический памятник федерального значения — «Монастырский причал XIX века», также входящий в ЮНЕСКО (притом глубже его находились конструкции более древнего причала).
Ни одного подлинного элемента исторической постройки не осталось, ни одного фрагмента! И никто даже «не пикнул». Но это — совсем другая история.
С уважением, Т.Л.Фокина, 11.02.2019
этом альбоме есть фото амбара в 2013 годуhttps://vk.com/album1127656_177851801
Захар, замечательные фото. За один день так много событий на Сельдяном мысу! Да, видно, что Такелажный амбар уже в 2013 году был аварийным — не многим лучше, чем в 2014-м.