Домой Соловецкий сад Растения Воскобелильный завод

Воскобелильный завод

6165
0
ПОДЕЛИТЬСЯ

О воскобелильне Соловецкого монастыря в Макарьевской пустыне, первых кельях и посадках деревьев

Фокина Т.Л., ООО «Северный ландшафт»

Макарьевская пустынь расположена в 4-х км на северо-северо-запад от центрального комплекса Соловецкого монастыря — крупнейшего ансамбля, построенного в 16-19 столетиях у Бухты Благополучия Соловецкого залива Белого моря и видного издали при подходе судов к Соловецкому архипелагу.

В бывшую Макарьевскую пустынь от центрального комплекса ведёт одна из дорог, заложенных в 16 веке. Она соединяла его с Сосновой губой, скитами Савватиево и Исаково. Пройдя 3,5 версты от посёлка на север, надо повернуть направо, т.е. на восток, и через 5 минут можно оказаться в этом интересном месте.

Теперь здесь расположен Ботанический сад Соловецкого музея-заповедника, который сложился исторически, на основе посадок и культурного ландшафта 19-го и первой половины 20-го столетий. Чтобы его посетить, придётся заплатить входную плату. Об истории этой пустыни и действующего ботанического сада мы писали в отдельной статье.

Макарьевская пустынь появилась в 1822 году, но уже к середине 19 века здесь, среди холмов, поросших лесом, расположился и Воскобелильный завод. Иногда это производство в монастыре называли короче -«Воскобелильня», а также порой говорили о «Воскобелильном  и свечном заводе», что говорит о возможном изготовлении свечей в этом же месте. Одновременно территорию могли называть Пертозерским скитом, Хутором Горка и др.

О действии завода в известной нам литературе имеются лишь отрывочные сведения. Сохранились некоторые фотографии и литография. Несмотря на тщательно продуманную планировку территории и большие работы, проведенные для ее благоустройства в течение ста лет до ликвидации монастыря, в архивах не найдено никаких планов, схем посадок, либо описаний работ, поэтому попробуем разобраться в истории местности на основании некоторых отрывочных сведений и изображений.

Макарьевская пустынь на литографии 1887 г
Макарьевская пустынь на литографии 1887 г. Из фондов музея-заповедника.

Слева внизу видна хозпостройка завода и столы для отбеливания воска, слева вверху — дом для работников воскобелильного завода и временных посещений настоятеля.

На литографии видно, что пустынь во второй половине 19 века была уже вполне благоустроенным местом. Обнесённая забором территория расположена на естественной террасе у холма. Площадь её — около 1000 кв м. Участок разделён на две части внутренним забором, справа от которого виден ряд больших деревьев, скорее всего, рябин.

Правый  участок вместе с первой часовней, которая была построена на холме тоже в 1822 году,  как свидетельствуют многие косвенные данные — и есть основная территория первоначальной Макарьевской пустыни.

Есть и вторая часть этой пустыни, где стояла келья «для монашествующей братии, безмолвно здесь проживающей» (Макарий. Описание Ставропигиального первоклассного Соловецкого монастыря. Спб., 1825, с.48).  Она располагалась с другой стороны холма с часовней.

Самый старый колодец бывшей Макарьевской пустыни, называемый «Святой колодец», находится недалеко от места бывшей кельи отшельников, в заболоченной теперь низине, с восточной стороны горы Александровской. Его сруб полностью погружён в землю. Возможно, это самая старая постройка, сохранившаяся в этом историческом комплексе (1824).

Но вернёмся к дому, видимому на литографии. Одна его стена является границей участка и примыкают к забору, а корпус дома находится внутри него. На более поздних изображениях Макарьевской пустыни, самого конца 19 века, этот дом назван конюшней.

Детальное изучение литографии и фотографий, а также архивных записей, позволяют предположить, что в этом доме и была келья для архимандрита Макария. Нижний этаж дома являлся конюшней, а келья была на втором ярусе, под крышей. Указывают на это мезонин с северной стороны дома, окно и печная труба.

Такое предположение впервые сделано сотрудниками ООО «Русский сад» во время работ по обследованию территории, выполнявшихся для проекта восстановления ландшафта сада и пустыни (В.А.Агальцова, Л.М.Фурсова. Ботанический сад «Хутор Горка». Монастырская усадьба на Соловках.// Русская усадьба. М. «Жираф», 2002 год с. 221-229.).

Следы фундамента дома и широких грядок рядом с ним сохранились до сих пор и могут быть музеефицированы, как и место кельи монашествующих, удалявшихся в пустынь «на безмолвие». Однако, музей-заповедник до сих пор этого не сделал — раскопанный фундамет дома настоятеля Макария просто зарос.

Предположение о месте кельи Макария нам представляется вполне правдоподобным. Дома подобного типа встречаются на русском севере, где домашним животным отводили помещения под одной крышей с хозяевами. В исторической литературе указывается, что архимандрит Макарий пользовался пустынью изредка, притом только зимой, когда «дела не задерживали его в обители» (Географическое, историческое и статистическое описание Ставропигиального первоклассного Соловецкого монастыря, составленное трудами Соловецкого монастыря архимандрита Досифея, Москва, 1826 год, в университетской типографии).

В свою пустынь настоятель Макарий мог попадать на санях, запряжённых лошадьми. Видимо, поэтому келья была сразу устроена с конюшней.

В левой части огороженной террасы, а на местности — в северной части, за забором слева видны 5 рядов длинных белых столов, обтянутых холстом. В северо-западном углу за забором — помещение воскобелильного завода. Оно напоминает амбар или гараж с большими воротами. С востока к нему примыкает невысокая, очевидно хозяйственная, пристройка.

Производство воска в монастыре быстро развивалось, так как уже в 60-е годы 19 века при архимандрите Порфирии на северном холме строится двухэтажный дом для обслуживания завода. Изображение этого дома и часовенки есть на приведённой литографии — рисунок на вкладке в левом верхнем углу.

Второй и мансардный этажи этого дома были отведены «для временных посещений настоятеля», поэтому сохранившийся до наших дней этот памятник истории и строительства записан под современным названием «Дача архимандрита».

В конце 19 века завод был существенно перестроен, а участок благоустроен, но территория с домом основателя пустыни архимандрита Макария уже не была изолирована от завода, столы значительно удлинили — теперь их четко видно 8 рядов.

Территория Макарьевской пустыни фактически была включена в территорию завода, стала использоваться для хозяйственных нужд. Остался небольшой участок, где был дом настоятеля и грядки для посадок вблизи него. Видны также ветви высаженных на месте пустыни сибирских сосен, возраст которых на то время мог быть уже более 20-30 лет. 

Воскобелильный завод, 1911 г

На фотографии видно, что новая постройка — это уже не амбар, а настоящий дом, одна сторона которого имеет выход на дорогу, над входом в дом устроен навес. Хорошо заметны декоративные элементы с южной стороны — полукруглые вытянутые вертикально окна с наличниками, покрашенными белой краской, горизонтальное узкое окно с белым полукруглым наличником над двустворчатыми воротами. На втором ярусе виден чердачный выступ, или мезонин. Площадь дома приблизительно около 40 м2, правее дома видна хозяйственная пристройка. На более чёткой фотографии, сохранившейся в фондах музея-заповедника, за южными воротами постройки просматривается большая печь.

Рядом с домом воскобелильного завода на фотографии 1911 года виден валунный погреб, встроенный в холм. Он сохранился до наших дней. Его фото 2015 года есть в начале статьи под заголовком.

Справка. Погреб состоит из двух отсеков, разделенных кирпичной стеной. Левый (северо-западный), более крупный, служил ледником, а правый, по-видимому, колодцем для технической или поливной воды. В подземную часть ледника может поместиться около 100 тонн льда., т.к. размеры его внушительны, яма имеет глубину около 4-5 м. Чтобы лёд не таял, его засыпали примерно метровым слоем опилок. Левый отсек соединяется с правым через небольшое отверстие в нижней части кирпичной перегородки. Это отверстие нашёл работник сада (теперь — кузнец музея-заповедника) Е.Быков, когда откачал воду из погреба и расчистил его дно.

Отверстие устроено, по-видимому, для перетекания воды, образующейся в результате таяния льда. Таким образом, правый отсек, еще более глубокий, мог служить для хранения запаса воды хозяйственно-технического назначения, либо для откачки воды, образующейся при таянии льда. О назначении отсека как колодца говорит крюк, встроенный в сводчатый потолок. На крюк можно зацепить устройство для поднятия воды  Об использовании постройки в прошлом никаких сведений нет. Не ясно также, зачем понадобился здесь такой большой погреб. Возможно, он был устроен для хранения рыбы, вылавливаемой в ближайшем озере Нижний Перт (Хуторском). В этом озере (и в некоторых других) монахами была успешно акклиматизирована ряпушка. Возможно, это озеро стало проточным ещё в конце 15-го века, так как с ним связаны самые первые соловецкие каналы, пополнявшие Мельничное озеро, а также и первая дамба.

Добавим, что на наиболее чётких фотографиях перед погребом можно рассмотреть и подъёмное колодезное устройство типа «журавль», что свидетельствует о наличии колодца в том же месте, что и ныне существующий, где теперь используется ворот.

Видно, что значительно изменился и забор. Если позади погреба видны остатки старого дощатого забора, то вдоль дороги (на фотографии слева) видна новая, и довольно сложно устроенная, ограда. Вместо досок появился штакетник и декоративные элементы — столбы, обшитые деревом. Сверху столбы защищены крышками с керамическими шарами.

Остатки этого забора ещё видны на фотографиях 60-х годов 20 века. С лагерного периода до 80-х годов в саду сохранялись старые ворота, устроенные при концлагере. После того, как они стали ветхими, и упал один столб, то были разобраны. При их разборке нашли доску, где заключенные написали об установке этих ворот и посадке лиственниц. 

Поскольку в источниках Соловецкого монастыря не найдено описания применяемой технологии отбеливания воска, попробуем определить ее косвенным путем, в частности, по отрывкам воспоминаний, например: “На громадных деревянных столах лежит воск, превращенный в тонкую стружку… Воск, пролежавший некоторое время на солнце, перетапливается снова, потом стружат его и опять кладут на те же самые столы. Это они повторяют до тех пор, пока солнце не выбелит их воск самым безукоризненным образом” / Соловки. Странички из дневника паломника. Журнал «Вера и церковь», 1899 год, №№7-8/.

Справка: Простейшие способы, применявшиеся в то время для отбеливания воска, описаны в энциклопедии Брокгауза и Эфрона . Один из них вполне соответствует описанному: “Лучший способ, хотя и требует большего времени, чем другие способы, а именно: посредством действия солнечного света. Воск раскладывают тонкими слоями, пластинками, стружками, листами на холст или доски и выставляют на солнце, разложенный таким образом воск переворачивают и обрызгивают водой по несколько раз в неделю… В России воск отбеливают исключительно этим способом. Главная роль при этом способе выпадает на долю солнечных лучей…

Однако, присутствие окислителей значительно ускоряет процесс отбеливания, на этом основано обесцвечивание воска перекисью водорода, марганцевой солью, двухромокалиевой солью с серной кислотой, отбеливание ускоряется и прибавлением веществ, легко способных окисляться, причем образуется, вероятно, та же перекись водорода, этим объясняется быстрота, с которой белится воск, сплавленный со скипидаром или свиным салом”.

Применяли ли монахи известные ускорители отбеливания воска? Ответ мы находим в тех же воспоминаниях богомольцев (Странички из дневника паломника): “Нет здесь никаких наших химических приспособлений для ускорения беления воска, нет здесь и фальсификации никакой. Правда один из наших, весьма было предлагал заведующему воскобелильней класть какую-то премудрость в воск. Но он потерпел полное поражение. Его теория была выслушана очень скептически. Мать природа белит у иноков воск. Иноки не торопятся, потому что дело не коммерческое, а все делается для Божьего храма”

Закупали воск, в основном, в Новгородской области. Остаётся не совсем ясным, где конкретно воск растапливали.  На одной из сохранившихся фотографий видно, что по другую сторону от дороги, ближе ко входу в пустынь, т.е. с западной стороны, перед горой с поклонным крестом находился высокий глухой сруб без крыши. Видно, что из него клубится пар. Кроме того, на литографии видно, что оттуда в сторону огороженной территории со столами монах несет мешок.

Можно предположить, что до отбеливания воска сначала выполняли его первичную обработку — растапливание с очисткой от основных примесей. Воск начинает плавиться при 60-65 градусах, поэтому нет надобности доводить воду до кипения, его можно растопить паром. Кроме того, для растапливания воска рекомендуется не использовать металлическую посуду. Лучшими ёмкостями для этого могут быть деревянные чаны. До наших дней они, видимо, не сохранились.

Отбеливание воска могло продолжаться до 2-4 или более недель при неоднократном его перетапливании, затем превращении в стружку, раскладывании на холстах, периодическом сбрызгивании водой и перемешивании, так как солнце отбеливает только поверхностный слой стружки.

В таком производстве в России обычно применяли специальные барабаны с насечками-ножами для превращения кусков воска в стружку. Об их наличии в Соловецком монастыре сведений нет.

Нахождение в пустыни воскобелильного завода продолжалось параллельно с расширением сада, оно даже способствовало его развитию. Один монах из крестьянского рода предложил новшество — использовать горячую воду, освобождавшуюся после растапливания воска для подогрева почвы. По преданию, воду сливали по деревянным трубам, проложенным в местах, где можно было высадить плодовые деревья и теплолюбивые культуры.

Возможно, эта вода использовалась и в оранжереях, которые описывает Вас.Ив. Немирович-Данчеко, однако более вероятно, что оранжереи отапливались печами. Традиционно монастырь строил с 60-х годов 19 века парники с односкатной крышей и печами с длинными воздуховодами вдоль глухой каменной стены. Схему таких оранжерей нашла в архивах Т.Новинская. Сообщалось также и на выращивание в оранжереях не только овощей, но и винограда. Были ли они в саду, неизвестно.

Таким образом, декоративный сад в Макарьевской пустыни развивался постепенно одновременно с небольшим хозяйством монастыря. Рядом с ровной площадкой воскобелильного завода были сделаны посадки деревьев. Уже на фотографии 1911 года (см.выше) видны 2 ряда молодых яблонь, укреплённых деревянными опорами из реек и брусьев.

Оставшиеся в саду яблони ягодные, высаженные в конце 19 века на террасах, устроенных для посадок деревьев рядом с площадью для отбеливания воска

Кедровых сосен, которые сейчас образуют аллею позади яблонь, на фотографии не видно. А вот напротив торцов столов, видны ветки довольно высоких деревьев. По-видимому, посадки кедровой сосны в этом месте производились неоднократно. Не исключено, что первые из них были сделаны при архимандрите Александре. До войны насчитывали в саду 46 кедровых сосен, на которых уже созревали орешки; после войны их осталось 36, в 1996 году — 31 дерево, а в 21-ом веке, к сожалению, уже упало несколько деревьев.

Площадку для отбеливания воска монахи оформляли декоративными и сакральными видами растений. Вдоль столов завода высажены были 2 рядв яблони ягодной (Malus baccata (L.)Borkh), но в ряду этих яблонь и перед рощей сосны сибирской имелись 3 экземпляра, вид которых определить не удалось даже опытным ботаникам. Их плоды были крупнее, чем у яблони ягодной (около 1,5 см, на плодах имелись заметные «рёбра», цвет плодов был зеленый). Сейчас этих яблонь уже нет, 21-ый век снес и их. В 70-е годы всего в этом ряду было 20 яблонь,  в 1998 году их оставалось 11, сейчас, к сожалению, остались  только три, но и те поражены дуплами.

На южном склоне холма, позади встроенного валунного погреба  на террасах при монастыре были высажены яблони сливолистные (Malus prunifolia (Willd).)Borkh), в народе называемые «китайкой». Эти посадки были сильно загущены, многие деревья погибли или были сильно угнетены, но сейчас расчищены и ухожены. В 1996 году было 17 деревьев. В хорошем и цветущем состоянии были только наиболее освещенные экземпляры. Многие из этих яблонь до сих пор цветут розовым цветом и дают плоды.

 

Некоторые другие деревья, высаженные вокруг столов Воскобелильного завода, сохранились до сих пор и являются наиболее интересными посадками в саду. Например, параллельно бывшим столам, а теперь — коллекционным грядам сада, в разное время появились ряды ирги круглолистной, черемухи виргинской и обыкновенной, сосны сибирской и единственная липа маньчжурская. Расположили их при монастыре на невысоких, но широких (2-4 м) террасах пологой части склона. Террасы укреплены камнем в 2-3 ряда высотой. Ирга и черёмуха виргинская могли быть подсажены и при концлагере в 30-е годы.

В последние 10-15 лет много деревьев, посаженных в 19 веке вокруг описанной нами террасы Воскобелильного завода, погибли в результате слома стволов и веток в зимний период, от ветра и сильных снегопадов. Во время ураганных ветров упали некоторые кедровые сосны, в 2010 году — сразу пять.

Полагаем, что такая массовая гибель деревьев от ветров связана со сплошной  вырубкой елей и осин на Александровской горе в 2003-2007 годах, открывшей сад зимним ветрам и ураганам.

Рядовая посадка елей, частично сохранявшаяся ещё в 2003 г по сторонам от часовни Александра Невского. Осины, росшие ниже елей, уже вырублены. Фото с сайта
Эта рядовая посадка елей была вырублена после 2003-го года. На фото 2003 года (с сайта www.svyto.info.ru Святой источник) по обеим сторонам от часовни Александра Невского она хорошо видна.  

Осины, росшие ниже елей, тоже были вырублены, хотя по проекту, законченному в 2002 году ландшафтной фирмой «Русский сад», они должны были остаться как памятники природы. Вырубка указанных елей также не была предусмотрена проектом..

На одной из крупных осин Александровской горы, на высоте метров пять-шесть, было дупло, где летом жили то дятел желна, то утки гоголи. Подросшие птенцы гоголята выпрыгивали из дупла и шли к Хуторскому озеру. Это дерево должно было остатья в саду по проекту его реставрации. Теперь нет ни этих осин, ни этих елей, ни этих птиц.

А Воскобелильный завод Соловецкого монастыря, в своё время, помимо производственного назначения, стал центром исторического дендрария, способствовал развитию сада с оранжереями, цветниками, его сакральными и декоративными растениями, а также с оригинальными постройками.

Удивительно то, что этот производственный комплекс никогда не выглядел неприглядно. Напротив, все его посетители отмечали чистоту и привлекательность. Здесь никогда и нигде ничего не валялось, никто не видел производственных свалок и даже складов. Посадки были ухоженными, чистые дорожки посыпаны песком, цветники устроены со вкусом, гостей угощали чаем с булкой, показывали выращенные в оранжереях плоды. Однако, «фрухт» шёл только для настоятеля и почётных гостей.

После ликвидации монастыря Воскобелильный завод стал не нужен. Привлекательное место при концлагере сразу было выбрано лагерным начальством. В доме архимандрита поселился заместитель начальника лагеря Ф.Эйхманс, в 1929 году здесь останавливался М.Горький со свитой.

Здание завода было разобрано, на половине его фундамента поставили дом для охраны начальства. Над его входом до сих пор можно рассмотреть надпись черной краской «Комендатура». Посадки в лагерный период были продолжены, для чего в сад приводили заключённых рабочих специального «опытного сельхоза», который работал на разных экспериментальных участках по выращиванию растений. К деятельности Соловецкого общества краеведения, как иногда пишут, сад не имел отношения.

Бывшая "Комендатура" концлагеря. Домик используется в работе Ботанического сада музея-заповедника. Фото А.Соболева
Бывшая «Комендатура» концлагеря. Домик используется в работе Ботанического сада музея-заповедника, на заднем плане — лЕдник и колодец.  Фото А.Соболева.

Во время войны руководство Учебного отряда тоже не обошло вниманием это место. Здесь собирался офицерский состав, иногда они устраивали стрельбы, что видно по многочисленным пулевым отверстиям в обшивке памятников и на деревьях. По воспоминаниям одного из местных жителей, на Соловки приезжал командующий СМФ А.Г. Головко для проверки работы «Школы юнгов», созданной по его приказу. Он работал и ночевал в Даче архимандрита. Перед его приездом в саду был установлен генератор, в дом проведено электричество.

Так бывший завод стал базой для развития интересного ландшафтного и исторического комплекса на Соловках, который сейчас успешно развивается как один из самых северных ботанических садов России. Пока эта территория имеет ещё большой потенциал для новых проектов, музеефикации исторических памятников и участков, показа интересных природных объектов — было бы только желание у музея-заповедника их реализовывать. 

С уважением, Т.Фокина

ПОДЕЛИТЬСЯ
Предыдущая статьяЧерёмуха пенсильванская
Следующая статьяВопросы ЮНЕСКО к России
Меня зовут Фокина Татьяна Леонидовна. Я живу в Санкт-Петербурге. Более 30 последних лет моей жизни связаны с Соловками, 24 года я работала в музее-заповеднике, в 1998-2000 годах была его директором. . По специальности — биолог, приходилось заниматься как природными исследованиями, так и музееведением, охраной памятников, охраной природы, ландшафтным дизайном.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here